Как установить трассу.

Привлекательность того или иного горнолыжного центра в первую очередь объясняется разнообразием и протяженностью трасс для катания на лыжах. По степени сложности выделяют следующие четыре типа трасс, которые маркируются на склонах разными цветами: легкие - зеленым, средние - синим, сложные – красным и особо сложные - черным. Приведенная регламентация трасс принята во многих странах мира, где развит массовый горнолыжный спорт, в целях упорядочения катания лыжников (рассредоточения их по склонам) и для обеспечения безопасности.

Большинство ваших тренировок по слалому будет также происходить именно на трассах. На соревнованиях трассы расставляют судьи или тренеры, а на ваших тренировках — вы сами. Поэтому данный процесс стоит, пожалуй, изучить, как следует. Трассы ставятся по определенным правилам. Если нарушить их, спуск может оказаться не интересным — медленным или слишком быстрым, лыжники будут падать, ушибаться. Характер трассы зависит от формы склона, состояния снега и даже погоды. Если у вас есть возможность установить трассу на горнолыжном комплексе с уже подготовленными склонами это хорошо. Прекрасно, если есть средства (и весьма не малые) что бы делать это регулярно. Хуже, если потребуется подготовить склон, на котором раньше никто не тренировался. Если собственного ратрака у вас нет, а это скорее всего так, то предстоит много работы. Начинать надо с самого неприятного — утаптывания снега ногами. Возьмите побольше единомышленников. Постройтесь в одну шеренгу поперек склона и поднимайтесь вверх. Придется немного побарахтаться в сугробах. Но без этого не обойтись. Если трамбовать снег, не снимая лыж, то он уплотнится лишь сверху, а внизу остается рыхлым. Можно представить, что может произойти, если во время спуска верхний слой плотного снега будет нарушен (от падений или под воздействием лыж). Тогда лыжники с плотного наста будут попадать в ловушку, которой окажется канава с рыхлым снегом. Лыжи сразу провалятся, уйдут под наст, резко затормозят, и падения, а возможно и травмы или поломки инвентаря не избежать. Склоны для трасс зимних видов спорта не должны иметь препятствий в виде пней, камней и ям. Препятствия, расположенные по границам участка, должны ограждаться наклонными стенками (сетками) для создания приподнятых виражей, снежными валами и т.п. После того как снег утоптан ногами, его трамбуют лыжами. Для этого нужно несколько раз подняться и спуститься по трассе “лесенкой”. Теперь снегу надо дать слежаться. На это потребуется не менее суток. На следующий день, склон будет готов для занятий. Как видно, подготовка снега на склоне — это дело кропотливое и трудоемкое, но затраченный труд полностью окупится: ведь на хорошо подготовленном склоне гораздо лучше учиться и приятней соревноваться. Чтобы все участники были в равных условиях, соревнования по слалому проводят на склонах, покрытых хорошо укатанным, утрамбованным снегом. Плотность снега должна быть такой, чтобы по нему можно было ходить без лыж.

Однако до того, как приступить к утрамбовке снега необходимо выбрать непосредственно сам склон. Каким он должен быть? Это первый вопрос, на который нужно найти ответ. Для занятий слаломом больше всего подходят склоны, окруженные лесом (просеки или поляны). Здесь не так ветрено и всегда больше снега. Ширина просеки — не менее 30—50 метров. Внизу она должна оканчиваться плавным выкатом и поляной, на которой можно затормозить и остановиться. Если говорить о форме склона, то простому обывателю очень нравятся ровные гладкие горки. С них удобно кататься. Можно закрыть глаза и плавно скользить к финишу. Но настоящие слаломисты признают иные — более крутые. Вот здесь можно по-настоящему развернуться и показать свое мастерство. Такие склоны рекомендуются и для проведения соревнований. В правилах, помимо этого, указывается, что их средняя крутизна должна составлять около 15—20°. Траектория трассы должна обеспечивать достаточную скорость спуска. Это значит, что на трассе не должно быть затяжных выполаживаний и контруклонов. Недопустимы участки с торможением, вынуждающие останавливаться и отталкиваться палками. Для соревнований высокого уровня вначале устанавливают необходимые указатели, сооружают стартово-финишные площадки, ограждения, устанавливают флаги и разметку трассы и проводят окончательную подготовку поверхности. Необходимо иметь в виду, что на скорости 50—70 км/час даже небольшой бугор превращается в трамплин. Все бугры, выкаты, спады, впадины, уступы необходимо сгладить, округлить или сровнять, т.е. хорошо подготовить трассу к заездам. Наиболее важными характеристиками трассы являются форма траектории и определяемый ею ритм. Форма траектории представлена геометрическими характеристиками сопряженных поворотов: радиусом кривизны и круговым углом. Ритм трассы задается частотой исполнения поворотов за 1 сек. (в слаломе он может находиться в пределах 0,8—1,5). Ритмичные трассы— это трассы, проходимые в одном постоянном ритме чередования поворотов. Аритмичные трассы включают разные ритмы исполнения движений. Трасса слалома считается хорошо подготовленной, если она позволяет лыжнику развивать большую скорость при поворотах разной ритмики, обязывает его менять темп спуска и при этом вынуждает делать резкие торможения. Резкий переход ритма является наиболее опасной ловушкой в слаломе, однако на таких аритмичных трассах лучше всего проверяется класс спортивной подготовки слаломиста.

По правилам горнолыжник обязан пройти все ворота трассы, т. е. пересечь их створы. Что это значит? Ворота — это два древка, закрепленные в снегу (см. рис.). Между ними проходит воображаемая линия (2), которую должны пересечь стопы. Существует два типа ворот. Если два древка поставлены перпендикулярно линии ската, они образуют “открытые” ворота (1), если же параллельно линии ската, — “закрытые” ворота (3). Закрытые ворота разрешается проходить с любой стороны, но всегда один из вариантов будет оптимальным. Часто на трассе ставят сочетания ворот. Так, двое закрытых ворот, поставленных на расстоянии около 1 м друг от друга, образуют “шпильку” (4). Трое или более закрытых ворот, поставленных приблизительно на одной линии, образуют “змейку” (5). Эти сочетания вам следует запомнить. Как вы будете проходить “шпильку” или “змейку”, зависит от того, где поставлены следующие ворота. Если трасса хорошо поставлена, “шпильки” и “змейки” будут находиться на более пологих участках или на переходах от крутых участков к пологим. Любой хороший постановщик трасс начнет, по крайней мере, с трех легких ворот от старта, чтобы спортсмен установил необходимый ритм прохождения остальной части трассы. Трасса должна заканчиваться также тремя довольно простыми воротами, поставленными без резких поворотов.

Элементы более сложной слаломной трассы для подготовленных спортсменов

Помимо старта (см. рис.) (1) и финиша (6) любая более сложная соревновательная трасса имеет несколько характерных элементов: обязательно крутой участок (2) и по крайней мере один пологий (5). Обязательны также два типа переходов. Для неопытного спортсмена эти переходы могут оказаться ловушкой, снижающей скорость. Первый переход — от коротких поворотов, приближенных к линии ската, к растянутому повороту (3), который уведет далеко от линии ската. Вторая ловушка является полной противоположностью предыдущей. Это переход от растянутых поворотов, которые уводят вас поперек склона, к коротким поворотам (4), ведущим прямо вниз по склону.

Трассы слалома составляются из различных сочетаний ворот и их стандартных комбинаций, называемых фигурами. Как мы уже упомянули выше, по расположению на склоне ворота бывают вертикальные, горизонтальные и косые, а по характеру их следования на трассе — открытые (просвет которых перпендикулярен линии падения склона) и закрытые (с просветом, параллельным линии падения склона). Ворота называют открытыми, если траектория захода в них из предыдущих ворот прямая, и закрытыми, если необходим заход по дуге (то есть если вход не виден из предыдущих ворот). К числу основных фигур относят змейку, шпильку, зеелос, анфиладу, кроме этого используют косую змейку, косую шпильку, обратный зеелос, угол, змейку Алле.

"Зеелос" - фигура из двух горизонтальных ворот, поставленных на одной оси, разделенных вертикальными воротами посередине. "Змейка Алле" ставится обычно на более крутых склонах и состоит из серии горизонтальных ворот, внутренние флаги которых очерчивают траекторию обычной "змейки". Прохождение такой "змейки" позволяет делать широкие тормозящие заходы. Эти фигуры названы в честь известных чемпионов 30-х годов.

"Шпилька" составляется из двух последовательных ворот, расположенных на одной линии на близком расстоянии друг от друга. Из-за большой центробежной силы, возникающей при преодолении "шпильки" в крутом повороте, слаломист сильно наклоняется внутрь поворота, иногда едва не касаясь бедрами склона. "Анфилада" - отлогая "змейка" с длинными дугами виражей, поставленная на пологом склоне.

Расстояния между воротами, конфигурациями и расположение фигур подбираются в соответствии с характером рельефа, крутизной склона, состоянием снега, с учетом уровня спортивной классификации соревнующихся. Обычно спортсмен выполняет поворот у одной из вешек. Однако в некоторых слаломных фигурах (например, вертикальные ворота – “шпилька”) обязательны повороты у обеих вешек одних ворот.

Маршрут движения в свободных воротах варьируется в широких пределах. Здесь возможны широкие заходы, ворота проходятся по принципу “вплотную к флангу”. Узкие фигуры и ворота соответствуют участкам узких коридоров траектории. Иными словами, это такие ворота и их комбинации, которые обязывают лыжника идти “узким следом” и в ряде случаев вынуждают его сохранять высокую скорость даже на сложном рельефе. “Ловушка” — это такие ворота или фигуры, заход в которые следует выполнять не в очевидном направлении, прямо с ходу, а с противоположной стороны. Простейшим примером “ловушки” являются закрытые ворота; ошибка неправильного захода в таких случаях может привести к значительной потере темпа, а иногда и выезду из трассы.

Как уже было сказано, в начале трассы лыжнику следует предоставить возможность беспрепятственно разогнаться и войти ритм поворотов. Для этого первые 4—5 ворот располагают в наиболее простой форме (типа горизонтальных ворот), расстояние до первых ворот при этом не менее 5—7 м. Финишный участок состоит обычно из последовательности вертикальных и горизонтальных ворот с отлогими виражами типа анфилад. Последние ворота направляют лыжника в середину финишного створа. Наиболее сложные сочетания ворот и фигур ставятся в середине трассы. На соревнованиях по слалому в последнее время все реже используются сложные фигуры, а отдается предпочтение простому чередованию горизонтальных, косых и вертикальных ворот и таким фигурам, как шпилька, разнесенная шпилька, змейка из трех ворот, змейка Алле, анфилада. На трассах почти не используются в чистом виде ловушки, зато нередко ставится двухзаходные комбинации ворот, в которых один тактический вариант может привести к большей трате времени по сравнению с другими.

При организации соревнований по слалому трасса должна быть готова по меньшей мере за полтора часа до начала состязаний. Участникам разрешают подниматься по трассе на лыжах для изучения маршрута. Однако им не разрешается спускаться по трассе, повторяя маршрут движения. Трасса слалома может состоять из 50—70 ворот, и потому задача удержания в памяти всех факторов, определяющих выбранный тактический вариант на каждом из участков маршрута, требует не только предельного внимания, но и большого искусства, умения. Обычно на изучение трассы перед соревнованием отводится не более полутора часов. Методика изучения маршрута с целью тактического планирования спуска и запоминания его следующая. Лучше просматривать трассу, поднимаясь вдоль нее, от финиша к старту.

Увидев сначала всю трассу целиком (при подходе к горе), представить себе ее общую конфигурацию и разбить всю трассу на несколько участков. Участки желательно разбить по характеру склона, изменению общего направления трассы. Их границы следует хорошо запомнить с помощью четких ориентиров: отдельное дерево, куст, бугор со зрителями, отнесенные в сторону горизонтальные ворота и т. п. Поднявшись по очередному микроучастку, спортсмен просматривает его сверху (лучше из створа отдельных ворот над фигурой) в том ракурсе, какой представится ему отсюда во время спуска, и тут же мысленно повторяет ход движения на участке.

Обычно это делают закрыв глаза. Мысленное воспроизведение будущего спуска сопровождается в реальном ритме чередования поворотов движением кисти, как бы рисующей эти повороты.

Во время такого “спуска” лыжник представляет исполнение задуманных приемов и траекторию скольжения между флагами. После этого он открывает глаза, чтоб проверить правильность реализации задуманного плана, и, взглянув на остальную нижнюю часть трассы, привязывает к ней одним спуском этот микроучасток (также с закрытыми глазами). И так подъем продолжается до старта. На однообразных склонах и монотонных трассах особая роль при запоминании отведена дополнительным ориентирам (воткнутые в снег в стороне палку, сломанное дерево и т. п.). На старте следует мысленно прорепетировать весь спуск, обращая внимание на закрытые, не просматриваемые сверху зоны. Во время разминки незадолго до старта еще раз, закрыв глаза, “пройти маршрут”. Четкое знание трассы перед стартом придает лыжнику уверенность даже в самых сложных условиях проведения соревнований.

Стратегия двух попыток. Проведение соревнований с двумя попытками заставляет планировать второй спуск в зависимости от своего результата и результатов, показанных другими участниками, на первой трассе. Во второй попытке порядок старта определяют по занятым участниками местам в первой попытке, однако порядок старта меняется на обратный: первым стартует спортсмен, показавший последний результат в первой попытке, вторым - показавший предпоследний результат и так далее. Последним принимает старт победитель первой попытки. Интервалы стартов устанавливают в зависимости от состояния трассы, погодных условий. Обычно ожидают финиша участника, прежде чем дать старт следующему конкуренту (хотя это и не обязательно). Обычно первую трассу сильные слаломисты проходят на околопредельной скорости, избегая чрезмерного риска на сложных участках. По результатам первой попытки спортсмены по-разному выбирают тактические варианты спусков на второй трассе, особенно в зависимости от очередности старта. Спортсмены, стартующие первыми во второй попытке, имеют преимущество идти по неразбитой, хорошей трассе. Зато те, кто имеет большие номера, знают, как прошли дистанцию ранее стартовавшие соперники.

Если свой результат в первой попытке высок и отрыв от конкурентов достаточно большой, то следует вторую трассу пройти надежно, но не на пределе своих возможностей, избегая серьезного риска. Если же отрыв минимален, то необходимо идти на околопредельной скорости. Риск оправдан в безвыходной ситуации, когда результат первой попытки низок и шансы на успех не высоки.

Выполнение растянутых и коротких поворотов спортсменами.

Одно из основных тактических правил для начинающего спортсмена при выполнении растянутых поворотов — входить в поворот высоко над воротами, которые нужно пройти. Это необходимо для того, чтобы в основном заканчивать поворот в момент огибания внутреннего древка ворот. Но как высоко следует начинать поворот? Правило не дает четкого ответа на вопрос, и в этом его недостаток. Мы предлагаем другое правило, обеспечивающее выполнение данного требования. Обогнув древко, спортсмен должен начинать поворот в тот момент, когда лыжи будут нацелены на внешнее древко следующих ворот, требующих растянутого поворота (см. рис.). Для освоения этого правила можно (в учебных целях) поставить на снегу метку выше внутреннего древка на линии ската, проходящей через это древко. Спортсмен должен выполнять поворот вокруг метки, начиная его, как только носки лыж пересекут линию ската, обозначенную меткой и древком ворот. При переходе от растянутых поворотов к коротким следует предвидеть изменение темпа, еще когда вы находитесь в предпоследних воротах, требующих растянутого поворота. Не обращайте внимания на внешнее древко последних широко поставленных ворот и нацельте лыжи внутрь 1/3 их ширины от внутреннего древка (о выполнении коротких поворотов см. ниже), как будто эти ворота являются частью приближающейся “шпильки” или “змейки”.

Короткие, более быстрые повороты образуются, когда внутренние древки каждых открытых ворот поставлены ближе к линии ската вниз по склону или же при прохождении серии закрытых ворот. Для выполнения коротких поворотов необходимо изменить тактику (см. рис.). Спортсмен должен нацеливать лыжи внутрь 1/3 ширины ворот, отмеренной от внутреннего древка (левый рисунок). Для серии закрытых ворот (в учебных целях) рекомендуется поставить вспомогательные древки под углом (правый рисунок). Это заставит его поворачивать близко к древку, почти не изменяя направление в поперечном отношении, При переходе от коротких поворотов к растянутым спортсмен должен предвидеть предстоящую перемену и в последних воротах “шпильки” или “змейки” не нацеливать лыжи близко к внутреннему древку. Вместо этого представьте, что в данных воротах внешнее древко поставлено так, как будто это широко расставленные ворота, и нацельте, на него лыжи.

Слалом в вопросах и ответах (Часто задаваемые вопросы начинающих слаломистов и ответы на них опытных спортсменов)

Как устранить разворот плеч и наклон корпуса?

Для устранения разворота плеч вслед за лыжами можно поделать простое упражнение - взять обе палки на вытянутые вперед руки и спускаться по несложному склону с поворотами, держа руки с палками как бы нацеленными всегда вниз. Для устранения наклона корпуса внутрь поворота можно поделать упражнения с касанием внешней рукой в повороте внешнего ботинка или с внешней рукой на поясе, внутренней - вверх. При этом надо понимать, что устранение ошибочных положений корпуса и плеч - не самоцель, а лишь средство для достижения оптимального скольжения в поворотах и можно достичь этого, просто катаясь произвольно по несложным склонам, прислушиваясь к своим ощущениям, выбирая оптимальные движения и положения тела, приводящие к более чистому скольжению в поворотах. Старайтесь избегать крутых, плохо подготовленных склонов, спусков на слишком высокой скорости, установления рекордов по части преодоленных за день расстояний - все это препятствует совершенствованию техники и, наоборот, способствует закатыванию ошибок.

Стоит ли тренироваться по чарликам?

Тренировки по чарликам: на определенном этапе и при ограниченных возможностях, это выход, но полностью заменить тренировку по полноценным древкам они не могут. Как бы вы не натренировались по чарликам, выйдя на настоящую трассу, будете неуверенно себя чувствовать на настоящих вешках. Плохо еще и то, что езда по чарликам приучает смотреть под ноги, а необходимо - на несколько ворот вперед. И собственно правильная атака древок - часть мастерства, которая при таких тренировках отрабатываться не будет.

Ваши советы спортсменам, желающим тренироваться на слаломной трассе?

1: Советы постановщику трассы:

— не ставить слишком прямых скоростных, простых для прохождения трасс;

— соблюдать дистанцию между воротами 11-12 м и не более одной фигуры;

— после прохождения 5-6 раз всеми участниками тренировки переставлять каждый флаг в сторону закрытия на 30-40 см для убирания внутреннего бруствера.

2: Пожелания спортсменам:

— не лениться проглаживать после каждых трех проездов.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: не начать ездить как по бобслею, по внешнему брустверу, так, возможно, и быстрее и легче, но так можно закатать отсутствие закантовки, углового положения, "столбовую" езду. Нужно все время бороться за более короткую и раннюю после флага траекторию.

Как правильно блокировать флаги в змейках и шпильках?

Вопрос про руки в змейках и шпильках - один из самых часто встречающихся у совершенствующихся в слаломе. Правило №1: при выходе из фигуры последний флаг сбивается традиционной внешней рукой, как на обычных горизонтальных воротах, иначе будут проблемы в следующем же повороте. Далее традиционная змейка из 3-х флагов сбивается одной рукой вся. Например, вышли из последних перед змейкой ворот поворотом влево, сбивая флаг правой. Далее входим в змейку, сбиваем первый флаг левой, как и обычно в правом повороте. Следующий флаг сбиваем опять той же рукой, как в гиганте, не убираем ее и не опускаем. И последний флаг змейки - той же рукой, таким образом, выходим под привычную внешнюю руку (все ту же левую) и без проблем продолжаем. Если шпилька, то тут два варианта. Если не очень короткая, то меняем руку, как в обычных воротах. Если короткая, и времени для смены рук мало - входим в шпильку с внутренней рукой к флагу, чтобы на выходе, не меняя руку, выполнить правило №1. Экзотическая, но не очень фигура - змейка с 4-мя флагами. В нее надо войти, как в шпильку, сбив первый флаг, как в гиганте, и дальше - этой же рукой, см. змейку из трех флагов. Вторая рука при этом - разумно произвольно, т.е. вниз не опускаем, сильно вперед не тянем, сильно в сторону не отводим. Общее правило: не так важно, какой рукой вошел в фигуру, важно, какой вышел.

Насколько высоко надо поднимать руку при блокировании вешки? И как при этом добиться, чтобы плечи "смотрели" в долину?

В идеале - на уровне плеча. Более высокое положение рук может спровоцировать подсед назад. Проблема с доворотом корпуса вслед за рукой (то, что не удается сохранить корпус смотрящим в долину) - проблема всех юниоров и малоопытных слаломистов. Причина глобальная в том, что

— едешь далековато от флага, приходится тянуться рукой. Как следствие - разворот плеча и корпуса, а далее - раскантовка внешней лыжи.

— из-за слишком округлой траектории не удается ехать не над лыжами, корпус едет почти по траектории лыж, а не "внутри трассы", что опять же вынуждает тянуть руку - плечо - корпус - раскантовка внешней лыжи.

Помимо вытекающих отсюда способов исправления - ехать ближе, короче и не над лыжами, что в общем-то непросто, можно для предотвращения вращения корпусом при атаке флага поднимать и тянуть вперед и вторую, ненужную в этом повороте руку, но в разумных пределах и лишь до исправления первопричин №1 и №2.

Что делать, чтобы избежать “втыкания” внутренней лыжей во флаг на слаломе?

Причин совершения такой ошибки несколько. Назовем все, возможно они все и присутствуют у Вас в разной степени:

— Вы не контролируете положение внутренней лыжи, она у Вас, скорее всего, вообще в воздухе или полностью разгружена, и Вы ее инстинктивно "доворачиваете" в поворот, как бы стремясь довернуть пораньше, хотя бы одной ногой, при этом лыжи принимают положение буквы "V" и носок цепляет.

— Вы едете слишком рано и проходите флаг, уже направив лыжи выше следующего и фактически закончив поворот. В этом случае очень трудно подъехать близко к флагу, поскольку к этому моменту Вы стоите уже почти прямо, и попытка подъехать и атаковать заканчивается наездом внутренней лыжи на флаг.

— Вы в принципе едете медленно и слишком округло, что сводит центробежную силу к минимуму, недостаточному для создания необходимого наклона и "выноса" ног и лыж, поэтому корпус и лыжи едут по близким траекториям, и попытка прижаться ближе к флагу корпусом и руками для атаки приводит к опасному приближению и внутренней лыжи.




Обращаем ваше внимание на то, что данный Интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения информации о наличии товара обращайтесь к менеджерам по телефону: +7 916 250 27 78 или e-mail. Видео материалы, представленные на сайте, размещены в открытом доступе на стороннем ресурсе, администрация сайта не несет ответственности за содержание роликов и их качество и не гарантирует их доступность и возможность просмотра. При использовании материалов сайта ссылка на www.bothsides.ru обязательна.
Copyright © & Design 2010-2017